Skip to main content

О таинствах

Что такое Крещение?

Как жить дальше… Путь христианской жизни тернист и труден. «Входите тесными вратами, говорит Господь (Мф. 7:13), потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Прежде всего, мы должны стремиться, насколько хватает сил, уничтожать в себе малейшие остатки прежних греховных навыков. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «грехи тебе прощены, а привычку исправь сам». Кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11:23), — говорит Господь. Поэтому в христианской жизни нельзя стоять на месте.

Средства, которые Господь дал нам для нашего духовного возрождения:

  • постоянное и строгое самоиспытание,
  • покаяниеи исповедьв грехах перед духовником
  • Святое Причащение
  • ежедневная молитва дома и регулярное участиев храмовомбогослужении
  • Чтение Священного Писанияи трудов Святых Отцов
  • аскетическая дисциплина (соблюдение постов)

Так постепенно происходит наше духовное исцеление и мы делаемся способными наслаждаться вечным бытием в Царстве Небесном, делаемся сродными этому Царству святости и света. И это Царство Божие приходит и в нашу земную жизнь, зарождаясь и развиваясь в собственном нашем сердце. И именно с этим состояние души мы должны предстать на суд Божий в конце нашей земной жизни.

  • Итак, есть толькодва путии мы должны сделать выбор — жить нам в этом мире с Богом, служа Ему, или же оставаться вне Его, служа греху, Выбор принадлежит нам, но нам нужно помнить, что «возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).

Кто будет веровать и крестится, спасен будет. (Евангелие от Марка 16:16)

Зачем Бог сотворил человека?.. А зачем мы дарим подарок ребенку? Дарим потому, что хотим его порадовать, хотим, чтобы он ощутил нашу любовь и откликнулся на нее своей любовью. Так и Бог создал человека для того, чтобы мы могли насладиться блаженной жизнью в соединении с Ним. Но случилось так, что первые люди — Адам и Ева — нарушили Божий Замысел о человеке. Предательством прародителей грех и смерть вошли в мир. Мы стали умирать, связь с Богом была разорвана. И для того, чтобы возможность соединения человека с Богом была восстановлена, Бог Сам пришел к людям и даровал спасение. Спасение, совершенное Господом Иисусом Христом, — это избавление каждого из нас от рабства дьяволу, греху и смерти и дарование нам вечной жизни в общении с Богом.

Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин.10:10).

И эта жизнь с избытком начинается здесь. Таинство Святого Крещения возрождает нас к этой жизни с Богом. Происходит рождение нового человека. Но это рождение обусловлено не только внешним совершением священнодействий, но, в первую очередь, нравственным и духовным состоянием человека, готового его принять.

Намереваясь креститься, человек оказывается на пороге чрезвычайно важного шага в своей жизни. Если человек принимает его ради земной выгоды («не болеть, чтоб дела пошли хорошо») или обычая («все крестятся, и я. В роду у нас все крещены и т.п.), то оно не принесет никакой пользы. И более того без веры и твердого намерения жить после Крещения похристиански, священнодействие не только обессмысливается, но и может пойти во вред.

Поэтому Таинство Крещения совершается только над верующим человеком или над младенцем, при условии дальнейшего воспитания младенца в Православной христианской вере его родителями и крестными. Совершается Крещение во имя Единого Бога Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. И если соблюдаются все условия крещения, то Дух Святой как в горниле переплавляет душу человека, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота.

Условия Крещения — покаяние и вера

Вера — это не просто согласие ума с христианскими истинами. Это не только вера в то, что Бог есть, но это вера во Христа — Бога, ставшего Человеком и даровавшего нам через искупительную смерть на Кресте вечную жизнь. Христианство — это доверие Богу, готовность доверить Ему свою жизнь и жить по Его Заповедям и Его воле, благой и совершенной, лучше которой ничего быть не может. Это первое условие Крещения.

Покаяние. К Крещению можно приступить только лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Это возможно через познание своей греховности, осознание того, что мы часто живем, нарушая Заповеди Божьи. И если мы погружаемся в купель Крещения в духе отвращения и ненависти ко греху, то тогда нить нашей жизни как бы обрывается, все прежние грехи нам прощаются и наше греховное прошлое теряет свою силу над нами, становится чуждым для нас. Тогда, как говорит Священное Писание, мы умираем для греха, погребаемся крещением в смерть Христову и уже со Христом силой Святого Духа воскресаем к новой жизни для жизни с Богом. В этом смысл погружения в освященную воду с призыванием имени Пресвятой Троицы. Таким образом, после Крещения центр жизненных интересов должен полностью измениться. Истинное покаяние — это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем. Это второе условие Крещения.

Но если нет веры, нет покаяния, нет ни малейшего желания исправить свою жизнь, то принимать Таинство Крещение бессмысленно, если не сказать кощунственно.

Крещальные обеты

Отречение от сатаны. Христиане по личному опыту узнают, какова сила сатаны (диавола) — духа зла и врага рода человеческого. Некрещеный человек является рабом греха, будучи порабощенным диаволом. При совершении Таинства Крещения человеку предстоит отречься от этого духа зла, от всех дел его и от всей гордыни его.

Исповедание правой веры. Затем человек произносит клятву — Символ Веры, лично исповедуя Христа своим Богом и Спасителем и обещая, что он узнал и всем сердцем принял все, что Господь сказал о Себе в Евангелии, и доверяет основанной Им Матери—Церкви.

Сочетание со Христом. После этого происходит сочетание (соединение) со Христом и даются крещальные обеты Христу Богу: жить по Заповедям Бо- жьим. Поэтому, чтобы понимать, какая жизнь потребуется от человека после Крещения нужно сперва узнать эти За- поведи.

Обеты крестных родителей. В случае крещения младенца, родители и крестные берут на себя ответственность за его христианское воспитание и приобщение к Церкви, начиная с младенческих лет. Они совершат тягчайший грех и будут отвечать на Страшном Суде Божием, если будут не радеть об этом. Именно поэтому крестным родителем может стать только тот, кто сам живет по-христиански, соблюдает Заповеди Божьи.

Спасение от рабства греху и диаволу, прощение грехов, вечная жизнь с Богом — все это мы получаем в Крещении как дар Божий в силу искупительного под- вига Христа Спасителя. Но этот дар легко потерять, если, веря в Бога, жить так, как будто Бога не существует; если, крестившись, быть христианином только по имени. Вот что говорит о таковых Апостол: Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:20-22).

Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса. Деяния св. Апостолов 22:16
Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Деяния св. Апостолов 2:38

Русская Православная Церковь Московский Патриархат. По материалам сайта www.delo.teolog.ru

Таинство Миропомазывания!

Миропомазание — таинство, при котором через помазание священным миром сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной.

Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь».

В практике Православной Церкви принято совершать миропомазание непосредственно после Таинства Крещения. Оно совершается над человеком только один раз в жизни.

При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом Православной Церкви.

Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с Миропомазанием. «Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами», — пишет святой Кирилл Иерусалимский.

О том, что крещение и возложение рук были самостоятельными тайнодействиями, в Библии свидетельствуют Деян.19:1-6 и Деян.8:16-17.

В Таинстве Крещения человек омывается благодатью от скверны первородного греха и от личных грехов, а в Таинстве Миропомазания человек получает Дары Святого Духа — благодать (Божественную силу) для жизни в качестве христианина, укрепления в духовной борьбе, исполнения Заповедей.

«…получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Евангелие от Иоанна, гл. 6, ст. 53–54

Таинство причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечере Господь Иисус Христос преломил хлеб и, раздав Своим ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Потом Он взял в руки чашу с вином, подал им и сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Евангелие от Луки, гл. 22, ст. 19–20). После крестной смерти Учителя Его ученики стали собираться вместе для преломления хлеба и вкушения вина в воспоминание о страданиях, смерти и воскресении Господа. В первые десятилетия новой эры у Церкви не было ничего важнее памяти о Спасителе. Тем, что соединяло учеников, что, собственно, и делало их Церковью, была их совместная жизнь во Христе, которая находила свое максимальное выражение в причащении, когда они приобщались Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина в воспоминание о Его смерти и воскресении. Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Иными словами, происходит наше соединение с Божеством, выраженное не просто в общении с Богом. Господь входит внутрь нашего естества, причем это вхождение Бога совершается не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально — Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Это то, что ни одна другая религия не может дать человеку. В том и состоит уникальность христианства, что Христос становится для человека не просто учителем и нравственным идеалом, Он становится для него пищей, и человек вкушает Бога, соединяясь с Ним духовно и телесно. Все мы живем с разной интенсивностью духовной жизни, и не каждый может отдавать Богу всего себя ежедневно. Часто мы не можем организовать свою жизнь так, чтобы приходить к причастию даже раз в неделю. Но важно, чтобы причастие не превращалось в редкое событие, которое происходит либо по особым случаям, например, в день ангела или по большим праздникам, как Пасха и Рождество. Причастие — это ритм христианской жизни, а не исключение из правил. В Таинстве причащения мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе — приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь. Поэтому приступать к чаше нужно с особым благоговением, со страхом Божиим, любовью и верою. Для того чтобы помочь нам настроиться на нужный лад, Церковь установила особые правила подготовки к причастию. Прежде всего, вы должны быть крещены в Православной Церкви и иметь православную веру. Причастие невозможно для человека, сознательно отвергающего догматы христианского вероучения. Если вы не знаете, крещены вы или нет, или не уверены, что вас правильно крестили, обратитесь к священнику для решения этого вопроса. К Богу следует приходить с чистой совестью, очищенной покаянием, поэтому перед причастием необходима исповедь. При подготовке к исповеди следует вспомнить и, при необходимости, записать на бумагу те поступки, в которых вас обличает совесть перед Богом. Раскаяние в грехе предполагает решимость изменить свою жизнь ради соединения с Богом. Духовная чистота достигается длительной и трудной, но приносящей удивительную радость работой по искоренению в себе греховных привычек и страстей. Для удобства подготовки приведём краткий список грехов, с которыми следует бороться в своей жизни в соответствии с заповедями Господа.

  • Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
    Грехи: безбожие, лжеучения, магия, хождение к «бабкам» и целителям, увлечение астрологией (в том числе и чтение гороскопов), участие в сектах, гордыня, хвастовство, карьеризм, самонадеянность, самолюбие.
  • Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи им.
    Грехи: идолопоклонство, вызывание духов, кормление «домовых», гадание, угодничество и почитание человека как Бога, сребролюбие.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
    Грехи: кощунство, издевательство над святыней, сквернословие, божба, нарушение данного Богу обещания, чертыханье, пренебрежение чтением Библии.
  • Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
    Грехи: непосещение богослужений, работа в праздники, лень, нарушение поста.
  • Почитай отца твоего и мать.
    Грехи: оскорбление родителей, непочитание их и непоминовение их на молитвах, ругань на священство и власти, непочтение к старшим и учителям, отказ в приглашении священника к родным перед смертью.
  • Не убивай.
    Грехи: убийство, аборты, гнев, ругань, драки, ненависть, обиды, злопамятство.
  • Не прелюбодействуй.
    Грехи: супружеские измены, внебрачные отношения, гомосексуализм, рукоблудие, смотрение порнографии.
  • Не кради.
    Грехи: воровство, мошенничество, взяточничество, ростовщичество, скупость.
  • Не произноси ложного свидетельства.
    Грехи: лжесвидетельство, ложь, клевета, сплетни, предательство, обман.
  • Не желай чужого.
    Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот.

Эталон нравственности выражен Иисусом Христом в ответе законнику на его вопрос о наибольшей заповеди: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою…сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Евангелие от Матфея, гл. 22, ст. 35–46).

В подготовку к причастию входит чтение определённого молитвенного правила и воздержание в пище от скоромных продуктов — яиц, мясных и молочных яств. Длительность этого воздержания и объём молитв определяются совместно со священником и зависят от частоты причащения. Рекомендуется также посетить вечернее богослужение накануне. Если в тексте молитв вам встретились непонятные слова, подчеркните и попросите священника их пояснить. В день причастия с полуночи и до окончания литургии ничего не едят и не пьют, не курят. Существует требование и к телесной чистоте: накануне причащения супругам следует воздержаться от телесных отношений. Общее правило определения меры поста таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера воздержания также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами — жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд. В этих условиях мера подготовки, естественно, снижается. Для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой Пасхальной седмицы и Святок телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется. Если вы по тем или иным причинам не можете исполнить все эти правила, решите этот вопрос лично со священником.

Желающим приступить к таинству Причастия

Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить — для того, чтобы Причастие не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия в особых случаях (например, болезни человека, опасной или сложной жизненной ситуации и т.д.) по благословению священника, могут корректироваться и иметь послабления. Однако христианам следует понимать, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и поэтому в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (Исповедь, участие в богослужении, пост, исполнение молитвенного правила и т.д.) является обязательной. Осознание смысла Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не просто исполнить религиозный обряд. Искреннее желание Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Это желание должно быть соединено со Страхом Божьим (благоговением к святыне) и чуждо всякого лицемерия: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 9:10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11:27).

Душевный мир Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти к кому-либо. По крайней мере, он должен прилагать усилия, чтобы простить, примириться и насадить в своем сердце мир и незлобие. В противном случае причащаться недопустимо. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23-24). Церковность Человек не должен нарушать церковных канонов, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Мученик Иустин Философ. Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения смертных грехов воссоединиться с Церковью в Таинстве Покаяния. Недопустимо приступать к Таинству Причастия живущим в гражданском «браке» — блудном сожительстве мужчины и женщины не зарегистрированном в ЗАГСе. Зарегистрированный брак является законным браком, к которому Церковь относиться с уважением. Однако перед супругами со временем обязательно должен встать вопрос о венчании. Напряжённая духовная жизнь Христианская жизнь, к которой призван каждый верующий, невозможна без ведения им напряжённой духовной жизни как постоянной внутренней борьбы христианина между живущим в нём ветхим человеком с повреждённой грехом природой и новым человеком, рождённым во Христе в Таинстве Крещения, получившим семя вечной жизни, которое он призван возрастить. Напряжённая духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание и противление греху, понуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию и т.д. Из этого сущностного условия вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие ведению правильной духовной жизни. Литургический пост Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи на кануне перед Причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято присту- пать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста по определению Священного Синода РПЦ 1969 года составляет не менее 6 часов. Возникает вопрос, если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику. Исповедь Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной Исповеди пе- ред Причастием: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:28-29). Исповедь перед Причащением может происходить накануне вечером, или утром, перед Литургией. Телесный пост Желающий причаститься должен по- стараться достойно приготовиться к этому Святому Таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед Причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед Причастием, как правило, полностью отменяется. Перед Причастием также следует соблюдать супружеский пост. О том, как следует поститься лично Вам необходимо посоветоваться со священником. Во время подготовки к Таинству Причастия нужно максимально воздержаться от курения. И, конечно же, недопустимо приступать ко Причастия выкурив перед этим сигарету. Участие в богослужении и домашняя молитва Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к Литур- гии (общему делу — греч.), здоровому человеку накануне Причащения нужно быть на вечернем богослужении.

Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение Последования ко Святому Причащению (обычно принято читать канон вечером, а сами молитвы вслед за утренними молитвами утром, но можно прочитать полностью Последование вечером накануне или утром). Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона Ангелу-Хранителю; обязательным является их прочтение в случае отсутствия на вечернем богослужении. Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему. Телесная чистота Женщинам предписывается воздержаться от Причастия на период женских дней и сорокодневного послеродового периода: «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом» (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

Итак, подготовка к Причащению включает:

• Соблюдение телесного и душевного поста перед Причастием
• Участие в вечернем богослужении накануне Причастия
• Исповедь накануне Причастия, после которой священник допускает до Причастия
• Прочтение дома определенного молитвенного правила
• Воздержание от пищи и пития в сам день Причащения
• Участие во всем последовании Божественной Литургии в сам день Причастия
• Прочтение благодарственных молитв после Причащения.

Таинство Покаяния.

Исповедь и Покаяние

Памятка для готовящегося к исповеди

Грех и его горькие плоды Грех — это преступление закона Божия, представляющего собой духовную основу человеческой жизни. Грех отсекает и удаляет нас от Бога и Церкви. Удаление от Бога — это удаление от полноты жизни, это умирание души под тяжестью греха. В результате греха мы ввергаем себя в различные бедствия. Грех часто сладок, но плоды его всегда горьки. Покаяние Благодаря покаянию мы можем восстать от своего падения. Истинное покаяние — это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем. Исповедь Именно в отношении Таинства Покаяния невежество и легкомыслие проявляются в высочайшей степени. Суть Таинства Покаяния — личное устное исповедание грехов перед священником. В то же время, многие приходят на Исповедь, желая только молча выслушать разрешительную молитву, а потом причаститься. Другие говорят на Исповеди, что грешны во всем. Но в таком «покаянии» сквозит упорное нежелание изменить свою жизнь и жить духовной жизнью.

Подготовка к Исповеди

• Когда мы приходим на Исповедь, очень важно видеть свою неправду. Вне зависимости от того, поступают ли так все или нет, важно, что я не имею права так поступать, я искренне осознал в себе эту неправду, и я должен с ней расстаться.
• Часто камнем преткновения является смущение, с которым мы приходим на Исповедь, особенно на первую. Смущение вызвано не только стыдом, но еще и недоверием к священнику. Но важно помнить, что нашу Исповедь принимает Господь Иисус Христос, который невидимо стоит перед нами. Священник же является от Бога установленным совершителем Таинства Покаяния и нашим помощником в этом деле.
• Приходя на Исповедь, очень важно уяснить, что стыдно грешить, а не каяться, что чувство стыда о соделанном — это пламень, пожигающий грех.
• Перед тем как отправиться на Исповедь, нужно побыть в уединении, помолиться Богу, чтобы Он освятил тайные уголки нашей души. Если мы будем откровенны с самими собой, то увидим бездну своих грехов. При этом очень важно помнить, что нет такого греха, который Господь не сможет простить. Грехи и греховные состояния по отношению к Богу
• Равнодушие к духовной жизни. Жизнь без молитвы. Обольщение себя известной глупостью: «Бог у меня в душе — Церковь мне не нужна», в основе которой лежит нераскаянность и гордыня. Богохульство, кощунство над святыней. Занятие магией, прорицанием, астрологией, гаданием и т.д.; обращение к колдунам, экстрасенсам, гипнотизерам кодировщикам, бабкам, гадалкам, что является отречением от веры и надежды на Бога и, в конце концов, заканчивается общением с сатаной и его нечистыми духами.
• Поиски ложной духовности: членство в сектах, медитация, йога и прочие оккультные практики. Переодевание в костюмы нечистой силы даже ради забавы (празднество хэллоуина и т.п.), что является предательством веры Христовой.
• Недоверие к Богу и неверие в Его Промысл в несчастьях и в трудностях. Вера в приметы, в судьбу, в гороскопы и сны.
• Оставление утренних и вечерних молитв. Пренебрежение к постам и постным дням. Непосещение Богослужения в воскресные дни и праздники. Неблагоговейное поведение в храме. Употребление имени Божьего в шутках и пустых разговорах. Причащение без установленной Церковью подготовки и примирения с ближними.
• Неосведомленность в вопросах веры. Нежелание знать о своей вере ничего больше, кроме самых элементарных понятий. Нежелание читать Священное Писание и книги о духовной жизни. Грехи и преступления по отношению к ближним
• Убийство дитя во чреве: аборты и прочие абортивные средства. Совет и участие в совершении аборта. Для справки: внутриматочные спирали и кольца являются абортивным средством, препятствующим имплантации зачатого эмбриона в стенку матки для дальнейш его развития. Все современные гормональные «противозачаточные» средства (таблетки, имплантанты и т.д.) являются абортивными препаратми. Они лишь снижают вероятность зачатия, которое рано или поздно происходит. В этом случае зачатый эмбрион убивается химическим путем. Супруги, не желающие отказаться от абортивных контрацептивных средств, не получают прощения грехов на Исповеди и не допускаются к Святому Причастию.
• Убийство, ненависть, вражда, издевательство, насилие, жестокость, ссоры. Зависть, злорадство, злопамятство, грубость, дерзость, насмешки, проклятия.
• Отсутствие любви к ближнему, пренебрежение, презрение, неблагодарность.
• Грубое, неразумное вмешательство в семейную жизнь своих детей. Неуважение к родителям и старшим.
• Отсутствие добрых дел и милосердия. Несправедливое отношение к подчиненным. Жестокое обращение с животными.
• Развращение детей и подростков. Пропаганда насилия, половой распущенности и сексуальных извращений в любой форме.
• Сеяние смуты и разделения в среде верующих по невежеству и непослушанию к установленному от Бога Священноначалию Церкви. Грубые и мелочные замечания людям в храме, не знающим церковных правил.
• Ложь, обман, осуждение, сплетни, клевета, ропот. Воровство. Хищения на службе и на работе, вымогательство, незаконные сделки, ростовщичество, жизнь за чужой счет.
• Плотские грехи
• Блуд и прелюбодеяние, т.е. добрачные и внебрачные половые связи и сожительства — для находящихся в добрачных или внебрачных сожительствах Святое Причастие невозможно.
• Рукоблудие, гомосексуализм и прочие извращения, извращения в интимной супружеской жизни (исповедуются без подробностей). Блудное услаждение нечистыми мыслями, фантазиями и прикосновениями. Осквернение души журналами, фильмами и компьютерными играми эротического характера. Грехи и греховные проявления в семье
• Нарушение супружеской верности (прелюбодеяние). Отсутствие заботы о своей семье. Отсутствие любви и уступчивости. Развод без серьезных на то причин, которые допускает Церковь.
• Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений (Так называемое «планирование семьи» по безумному стремлению жить в комфорте и удовольствиях, за что получим от Бога крест намного более тяжкий, чем рождение и воспитание детей).
• Безразличие к воспитанию детей в православной вере. Грехи по отношению к самому себе
• Курение, пьянство, наркомания и ее разновидности. Азартные игры. Фильмы и компьютерные игры со сценами насилия, ужасов и убийства. Праздное времяпрепровождение в Интернете.
• Нескромная и нецеломудренная одежда. Косметика, краска волос, татуировки. Безумное следование моде, выражающей дух блуда и тщеславия. Самолюбование, самомнение и гордость.
• Любовь к деньгам и имуществу.
• Расточительство, роскошь. Жадность и корыстолюбие. Высокомерие, надменность, эгоизм.
• Объедение, страсть к лакомству. Употребление в пищу крови животных.
• Сквернословие. Пустословие и болтливость.

Очень часто мы исповедуемся в различных незначительных промашках и не придаем никакого значения тому, что не любим Бога, ненавидим своего ближнего и остаемся полными высокомерия, честолюбия, ропота. Другой привычный нам грех — осуждение. Но ведь как учат Святые Отцы — кто не осуждает ближнего, тот без труда получает спасение. Правила исповеди Чтобы наша исповедь была угодна Богу, она должна быть искренней, правдивой, проникнута смирением и страхом Божиим.

На исповеди мы не должны:

• исповедоваться в чужих грехах;
• рассказывать пространные истории;
• исповедоваться общими словами («грешен во всем» и т.п.);
• рассказывать о своих добрых делах и добродетелях;
• говорить о грехах, в которых уже исповедовались, кроме тех случаев, когда грех был совершен вновь;
•держать зло и обиды на ближнего;
• что-либо утаивать, потому что тем самым мы смеемся над Таинством, но Бог не бывает поругаем — в результате, вместо прощения мы лишь усугубим свои грехи.

Mолитва разрешения (прощения) грехов читается священником над покаявшимися. Если у человека нет и намека на покаяние, если он не собирается отказываться от своей греховной жизни, то такая Исповедь будет недействительной. Путь покаяния Нужно понимать, что даже если нас простили все священники, патриархи, архиереи и весь мир, мы все равно не будем прощены Богом, если не удалимся от греха и не изменим жизнь. Покаяние не должно ограничиваться взрывом эмоций. Нам следует исправлять свои ошибки, не возвращаться к одним и тем же грехам. Борьба с грехом болезненна. Требуется время, труд, навык в добродетели и содействие благодати Божией. Необходимы частая Исповедь и Причащение Святых Христовых Тайн. Не надо забывать: то греховное, патологическое состояние, которое складывалось в течение десятилетий, не может измениться в один миг. Каждая новая Исповедь все больше и больше открывает человеку печальную картину того, что творится в его душе. Но не нужно унывать. Лечебница покаяния всегда открыта, и Господь всегда готов простить нас и уврачевать наши греховные раны. Нам нужно только идти путем покаянной жизни и, несмотря ни на что, каждый раз вставать от падения. Ведь «впасть в грех свойственно человеку. Оставаться же во грехе свойственно не человеку, но сатане», — учат Отцы Церкви. Поэтому святые так усиленно просили Бога: «Даруй мне покаяние всецелое». Последуем этому и мы.

Таинство Соборования в вопросах и ответах

Великим Постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях?

В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея, елей горел в лампадах Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и, наконец, как о лекарстве (напр. Ис. 1:6). Помимо того, елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике. В некоторых случаях преподание больному Таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным (например, в бессознательном состоянии), и тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов, при условии, что человек регулярно исповедовался и причащался до этого. Что такое Соборование? Соборование (или Таинство Елеосвящения) — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В Послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14–15). Это свидетельство лежит в основе церковного Таинства Елеосвящения. Болящего в Таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутреннее содержание Таинства — молитву веры и отпущение грехов. Отпущение грехов является неотъемлемым аспектом таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с Таинством Покаяния, но не отменяет его. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на Исповеди), к примеру, — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных. Почему Елеосвящение называется Соборованием? Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении после определенных молитвословий семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным елеем, смешанным с вином, то есть помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение и меньшего числа помазаний, в зависимости от числа священников, совершающих Таинство. Причем помазание может быть и одно и совершаться в конце Последования. Именно такой была практика общего Соборования в дореволюционный период, и именно такова современная греческая практика общего Соборования, при этом вычитывается все чинопоследование полностью (подробнее см. Межсоборное присутствие. О чинопоследовании Елеосвящения (от 26 декабря 2012 г .)). Также в пастырской практике встречаются случаи, когда невозможно совершить над больным полный чин Елеосвящения (например, в реанимации). В связи с этим Священный Синод благословил совершать в таких случаях сокращенный чин Елеосвящения, в котором цикл из семи помазаний заменяется одним. Когда и кому можно и нужно собороваться? В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над православным верующим старше семи лет, страдающим телесным и душевным недугом.

Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания Таинства и неверном отношении к нему.

К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

Под последним можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — так как причиной его могут быть нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Кроме того, по свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это Таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с Богом. Именно поэтому в Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися. Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение общего соборования в храме дозволяется только в период Великого поста или в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и — в виде особого исключения — в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года.

Таинство Елеосвящения не совершается над:

• нераскаянными грешниками
• над буйными психическими больными
• над женщинами в период нечистоты
• над умершими.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных Таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником. Как часто можно Собороваться? Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер. «Над одним и тем же человеком, когда он, по выздоровлении, снова заболеет, елеосвящение может быть повторяемо, так как оно есть врачество; но оно не должно быть повторяемо над болящим, пока он находится в одной и той же болезни» (Номокан. (при больш. Требн.) пр. 164). Как нужно готовиться к Соборованию? Специального приготовления перед Таинством не нужно, но важно обозначить, что если человек ведет нецерковную жизнь, более того, пребывает в смертных грехах, то без стремления изменить свою жизнь собороваться бессмысленно и бесполезно. Желающему приступить к Соборованию необходимо предварить это Таинство Исповедью, в котором он мог бы очистить свою душу покаянием и положить твердое намерение впредь бороться с грехом и исправлять свою жизнь. Перед самим Таинством важно, чтобы Ваше имя внесли в список соборующихся. Это можно сделать в свечной лавке до начала Соборования. Одежда на соборующемся должна быть скромной, при этом область шеи должна быть хорошо открыта. Во время Таинства все соборующиеся держат в руках за жженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос — свет в нашей жизни.

Что делать с елеем и зернами пшеницы, взятыми в храме по окончании Соборования? Елей можно понемногу добавлять в пищу. Также освященным елеем, помолившись, можно крестообразно помазывать больные части тела. Зерна пшеницы, которые употребляются в Таинстве, символизируют зародыш жизни, а по смерти тела — воскресение. Их можно, как и елей, понемногу использовать в пищу.

Означают ли слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование? Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая, по смотрению Божию, необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств. Невозможно не упомянуть и то, что ни с каким другим Таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с Соборованием. Говорят, что после соборования нельзя вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное — что принимать это таинство можно только умирающим. ВСЕ ЭТО НЕПРАВДА! Таинство Соборования — не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Соборование часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия? Миропомазание и Елеосвящение — это два разных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились в Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии. Безусловно, и от Миропомазания, и от Соборования следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощного бдения (вечерней праздничной службы) и которое люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда принимают за некоторое важное священнодействие. Но это есть всего лишь помазание святым елеем, символизирующее излияние милости Божьей, и Таинством оно не является.

Составлено по материалам комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства. О чинопоследовании Елеосвящения (от 26 декабря 2012 г.) сайт Pravoslavie.ru Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино www.newmartyros.ru

Таинство Венчания

Что нужно знать о Венчании

Венчание — это благословение Церковью супружеского союза во образ духовного союза Христа с Церковью. Это Таинство, освящающее союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу. В этом Таинстве освящается семейная жизнь, рождение и воспитание детей

Венчание — это очень ответственный шаг, который совершается раз в жизни. И чтобы это Таинство совершилось не в осуждение, а во благо подходить к нему нужно со всей серьезностью и пониманием происходящего. Очень важно приступить к венчанию подготовленным, чистым, без обмана, Принимая решение венчаться, прежде всего, нужно понимать, что венчание не «привязывает» супругов друг к другу. Супруги всегда будут свободны в своем выборе: строить жизнь семьи на заповедях Божиих или строить ее на эгоизме и грехе. Смысл Венчания именно в том и состоит, чтобы естественную человеческую любовь преобразить в любовь христианскую, которая изливается в сердца Духом Святым. Если сами новобрачные желают, ищут такой любви, то тогда их семейная жизнь будет иметь прочное основание, и все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды. О дне и времени венчания необходимо заблаговременно договориться в храме. Перед Венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству Венчания с чистой совестью перед Богом.

Традиционно перед Венчанием родители благословляют своих детей святыми иконами. Родители крестят иконами своих детей, дают поцеловать им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак. Отсутствие родительского благословения на Венчание является прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать Венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим. Желательно, но не обязательно наличие свидетелей — мужчины и женщины, крещенных в Православии. В случае необходимости, они будут держать венцы над головами новобрачных. Для Венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божьей Матери, а также белый рушник или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся, в знак той чистоты, которую они сохранили до брака. Невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в венчании, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных Церковных Таинств.

Суеверия, связанные с венчанием Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространены и суеверия, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье, а чья свеча после Таинства окажется короче, тот раньше умрёт. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, т.к. «будешь потом всю жизнь маяться». Все эти глупые вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец — сатана, названный в Евангелии «отцом лжи». А к случайностям (падение кольца и прочее) нужно относиться спокойно — всякое бывает.

Пожелания к внешнему виду невесты:

• Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы и мудрость вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима;
• Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Учтите, что длинную и пышную фату можно испортить, если она коснется горящих свечей.
• Женский брючный костюм недопустим;
• Если платье у Вас слишком откровенное, позаботьтесь о накидке, чтобы плечи, спина и грудь были прикрыты;
• Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять в течение целого часа.
• Для обоих супругов обязательны нательные крестики.

Недоуменные вопросы нашего времени — Как относится Церковь к невенчанному браку? Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам государства, и не считает его блудным сожительством, однако православная семья начинает свою полноценную жизнь лишь после Таинства Венчания. Для верующего человека единственной уважительной причиной состоять в невенчанном браке является отсутствие веры в Бога у супруга(ги), даже если имеет место формальный факт его крещения в детстве. — Так ли уж важна регистрация, если люди уже много лет фактически являются супругам и имеют детей? Если вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, не доверяете своему избраннику (избраннице). Вы не любите его по-настоящему и не готовы разделить с ним все возможные жизненные проблемы и катаклизмы. В любой момент вы готовы расстаться друг с другом, даже если у вас есть общие дети. Когда речь идет о постели, вы — «муж и жена»; когда речь заходит о реальной ответственности друг за друга, включая ваших детей, вы — чужие люди. В глубине души вы прекрасно понимаете, что то, что вы называете «гражданским браком», является всего лишь временным сожительством, которое всегда осуждается в нормальном обществе, а Богом — тем более.

Кроме того, Венчание не совершается:

• В течение всех четырех многодневных постов;
• Во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом;
• На Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;
• От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
• По вторникам, четвергам (накануне среды и пятницы);
• Накануне самых главных церковных праздников;
• 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); • Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои).
• При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Препятствия к Венчанию

• К моменту Венчания новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе. Однако условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в Таинстве Брака.
• Нельзя венчаться некрещеным.
• Не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество и др.). Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе требуется разрешение архиерея.
• Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.
• Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
• Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с троюродным братом или сестрой).
• Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
• Церковью не допускаются четвертый и пятый браки.
• Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
• Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства — архиерея. То же самое нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки.

Но порой родители сами толкают детей на это: «Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет — разойдетесь». Это уже не просто грех блуда, в который в прошлые времена отдельные молодые люди впадали по неосторожности, не справившись с бушующими в них страстями. В данном случае речь идет о сознательном блудном сожительстве, в котором молодые люди якобы «узнают друг друга», а в действительности, удовлетворяя свои физиологические потребности, пользуются друг другом как вещью. Сами по себе половое влечение и интимные отношения, какими бы страстными они ни были, часто не имеют с настоящей любовью ничего общего. Добрачный секс, как правило, заканчивается разрывом. Чтобы притупить боль расставания, молодые люди вступают в новую связь, однако с каждым разом все больше утрачивают способность испытывать привязанность к другому человеку, любить, доверять другому. Сердце становится опустошенным, душевные силы растраченными. Стремясь в молодости взять от жизни все, человек в итоге получает лишь нищенское рубище пустой бессмысленной жизни. Кроме того, этот грех безмерно отягчается еще и тем, что для надежного предохранения от беременности используются, как правило, гормональные контрацептивы, которые все без исключения имеют абортивный эффект (или, например, внутриматочный спирали, которые также являются 100% абортивным средством). Таким образом, грех блуда отягчается еще и грехом убийства, вполне возможно, зачавшегося ребенка. И тягчайший грех тем родителям, которые советуют своим детям пожить — посмотреть — присмотреться. На Страшном Суде Божием их ждет заслуженное воздаяние за подобные советы. Канонические правила Церкви говорят: Блуд не есть брак и не начало брака. А епитимия в древности была такой: отлучение от Причастия на 7 лет. Сейчас грех побеждает многих людей, которые вместо покаяния и борьбы с грехом, пытаются обвинять Церковь в том, что ее нравственные правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой, это будет церковь антихриста. Церковь может лишь смягчить покаянную дисциплину за сожительство до брака, учитывая, что современные молодые люди не просто совершают грех, но являются жертвами целенаправленной пропаганды греха, дозволенной в нашей стране. Как и во все времена, сегодня от согрешивших до брака Господь ожидает покаяния. Реальным плодом покаяния станет воздержание от интимных отношений до момента Венчания (или, по крайней мере, до момента заключения брака в ЗАГСе). Чтобы честно приступить к благословению брака, молодые люди должны хотя бы некоторое время по-настоящему побыть женихом и невестой. Этот период станет последней проверкой их чувств и намерений. Молодые люди должны сами себе ответить на очень важный вопрос: что связывает их еще, кроме интимных отношений, которые в браке будут всего лишь частью семейной жизни.

По материалам Отдела религиозного образования Уфимской епархии, Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино www.newmartyros.ru

Таинство Священства

Та́инство свяще́нства — таинство, в котором чрез святительское (архиерейское) возложение рук на правильно избранного нисходит Святой Дух и он поставляется во епископа — осуществлять архиерейское служение, или во священника — совершать таинства и духовно руководить вверенной ему паствой, или в диакона — помогать священнику в совершении богослужений и таинств.

Совершается таинство священства, называемое еще рукоположением и хиротонией, (греч. «возложение рук»), на литургии, только над лицом мужского пола, православно верующим, состоящим в первом браке или принявшим монашество, и не имеющим в предыдущее время жизни тяжких грехов, не допускающих рукоположение (что выясняется духовником).

Живущий в безбрачии и принявший священный сан, называется целибатным священником или диаконом, иначе — целибатом (лат. «неженатый»). В диакона рукополагается мирянин или церковнослужитель, а в сан священника может быть рукоположен только уже состоящий в сане диакона. Епископ рукополагается собором (совместным совершением таинства) не менее, чем двух архиереев.

«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу…»(Деян. 14:23).